Горные лыжи. 10 секретов современной техники резаного скольжения.

  1. Более широкое ведение лыж

    • улучшение бокового равновесия;

    • сокращение времени на вход в поворот (момент перекантовки) ввиду сокращения времени на перенос ц/т, т.к. сокращается величина перемещения ц/т на ширину ведения лыж;

    • В старой технике эту роль выполнял прием «Боковой бросок». Но для выполнения этого приема требовалось время на перенос внутренней ноги на ширину этого бокового броска. Т.е. происходит более ранняя опора на верхний кант внутренней лыжи;

    • облегчение входа в поворот простым переносом опоры с одной лыжи на другую и перекантовыванием;

    • большая свобода в кантовании каждой отдельной лыжи;

    • обеспечивает более быстрый наклон тела внутрь следующего поворота.

  2. Более низкая посадка

    • обеспечивает более плотный контакт со снегом, а, следовательно, непрерывность ведения дуг;

    • дает возможность выполнения приема бокового выталкивания в ходе ведения дуги, а не в конце ее, когда сила этого выталкивания будет направлена вверх;

    • обеспечивает max наклон колена вначале поворота и загрузку носка лыжи. т.е. резаное ведение с самого начала поворота;

    • обеспечивает боковую игру ног.

  3. Центральная стойка (отсутствие постоянно передней или постоянно задней)

    • позволяет «перекатывать» силу давления на лыжи от носка к пятке, тем самым использовать радиус всей лыжи и обеспечить чистое резаное ведение лыж;

    • обеспечивает устойчивость в передне-заднем направлении, что особенно важно при современном укороченном размере лыж.

  4. Опора на обе лыжи

    • более равномерное распределение нагрузки при сверхдавлениях от центробежной силы, что особенно важно при исполнении резаного поворота (при поворотах с проскальзыванием распределением давления на обе лыжи лишь увеличиваем торможение, ослабляя давление кантов на склон);

    • опора эта неравномерна. С одной стороны — чисто анатомически человеку удобнее скользить на внутреннем канте внешней лыжи. С другой стороны — более ранняя загрузка внутренней лыжи определяет более ранний вход в поворот, поэтому перенос центра тяжести на внутреннюю лыжу определяется скоростью и частотой поворотов (иногда в слаломе спортсмен просто не успевает загрузить внешнюю лыжу, а в поворотах гиганта в основном давление на внешнюю лыжу больше, чем на внутреннюю);

    • однако сама по себе более низкая посадка и широкое ведение лыж. уже чисто анатомически определяет более равномерное распределение веса на обе лыжи (при стойке «яйцо» мы видим аналогичное распределение веса именно благодаря этим 2-м факторам);

    • равномерная загрузка обеих лыж обеспечивает боковую игру ног простым перекантовыванием.

  5. Постоянный контакт со снегом обеих лыж

    • обеспечивает лучшее скольжение, в виду равномерного распределения веса;

    • ускоряет боковую игру ног. т. к. сокращает время на перенос центра тяжести с одной лыжи на другую;

    • обеспечивает плавный, непрерывный переход из одного поворота в другой.

  6. Параллельный наклон коленей

    • иксообразное положение ног говорит о не загруженности внутренней лыжи, т. е. неравномерности загрузки обеих лыж (иначе при резаном скольжении и одинаковом давлении, лыжи имея разный R. ввиду разного наклона бокового изгиба и разного прогиба, должны перекреститься). Отсюда ухудшение скольжения, более поздняя готовность внутренней лыжи к началу следующего поворота, т.е. потери времени при боковой игре ног, прерывистость перехода из одного поворота в другой;

    • учитывая, что в современном резаном повороте перекантовка производится почти мгновенно на максимальный угол наклона коленей, что уменьшает R в начале поворота, не загруженность внутренней лыжи при резаном ведении говорит о слишком высокой стойке спортсмена, (которая, в свою очередь, определяет эффективность остальных элементов современного поворота).

  7. Больший угол наклона корпуса

    • обеспечивает более короткий путь центра тяжести;

    • создает лучшие условия для преодоления возникающих в повороте центробежных сил;

    • чем больше угол наклона, тем больше составляющая сила движения по окружности от бокового выталкивания спортсмена;

    • недостаточный угол наклона при резаном ведении говорит о слишком поздней загрузке носка лыж (или отсутствии таковой), т.е. большом радиусе в начале дуги, а также при пассивной езде, т.е. без бокового выталкивания.

  8. Корпус вместе с лыжами двигается но направлению дуги поворота

    • сила торможения от бокового соскальзывания стремится к 0;

    • наличие угла(см.рис) говорит о боковом сносе лыж. т. е. фактически об отсутствии основного преимущества перед «классикой» резаного скольжения.

  9. Боковое выталкивание

    • сила выталкивания F спортсмена направлена не вверх (т.е. ПРОТИВ движения центра тяжести), а вбок, увеличивая тем самым составляющую силу F1. направленную по касательной к дуге окружности поворота;

    • боковое выталкивание улучшает сцепление со снегом в ходе поворота, т. е. обеспечивает резаное ведение даже на крутых леденистых склонах;

    • в сочетании с загрузкой носков лыж в начале поворота обеспечивает большой угол наклона корпуса, т. е. меньший путь центра тяжести;

    • уменьшает R дуги в начале поворота, позволяя в конце дуги увеличить этот R и тем самым уменьшить центробежную силу в конце поворота, где она максимальна;

    • таким образом, сила F центробежная распределяется более равномерно на весь вираж и предотвращается снос лыж в конце поворота, т.е. устраняется торможение;

    • боковое выталкивание предопределяет более ранний вход в следующий вираж, т.к. выталкивание всегда предшествовало перекантовке лыж, и чем выше по дуге оно произошло, тем раньше у спортсмена имеется возможность начать новый поворот (именно инстинктивное стремление лучших спортсменов начать поворот как можно раньше и привело к появлению «техники Томбы»);

  10. Независимая работа ног

    • отсутствие синхронной работы верхней части тела и ног (винтовое и винто-угловое движение, фиксация туловища при опоре на палку ) позволяет резко менять темп поворотов, не завися при этом от положения туловища;

    • эта зависимость вновь появляется, если лыжи начинают проскальзывать, т.е. не обеспечивается резаное скольжение (как в заюзившем автомобиле заносятся задние колеса и водитель вынужден поворачивать передние колеса в обратную сторону, т.е. в сторону движения, так и лыжник при боковом сносе лыж, теряя сцепление со склоном, осуществляет такое же неустойчивое движение по окружности, а потому вынужден разворачивать корпус в сторону движения, для чего в качестве руля использует укол палкой).

Поддержка проекта осуществляется компанией «ВэбАртиль»
Благодарности