Сноуборд. Урок 6 — Карвинг.

Эффективные (карвинговые) повороты

Что такое карвинг? Строго говоря, это стиль катания на сноуборде, направленный на достижение максимальных абсолютно контролируемых скоростей. Рьяные приверженцы этого стиля пользуются специальными карвинговыми досками с жесткими ботинками, очень сильно разворачивают крепления по ходу доски, предпочитают плотные, хорошо выглаженные ратраком склоны. Для этих ребят проводятся соответствующие соревнования, так называемые "жесткие" дисциплины — параллельный слалом и слалом-гигант.

Что такое карвинговая техника? Если попробовать дать ей точное определение, получится примерно следующее: карвинг — стиль прохождения виражей без сброса доски. Нос и хвост доски движутся по абсолютно одинаковой траектории, кант эффективно работает по всей длине без поперечного проскальзывания. За райдером остается тонкий резаный дугообразный след без выбросов снега по сторонам.

Чужна ли эта техника простому райдеру? Еще как! Именно эта техника и является единственно правильной. Да, ты уже умеешь без падений преодолевать склоны, ловко пользуешься сбросом, но этого мало! Настоящий драйв катания на сноуборде можно почувствовать лишь уверенно контролируя доску на любой скорости.

Чем же отличается эффективный поворот от уже освоенного тобой обычного? Кроме уже указанного отсутствия сброса, существует еще одно, не менее важное, отличие. Если раньше ты использовал для смены канта плоское ведение доски вниз по линии склона, то теперь твоя задача будет почти обратной — использовать момент пересечения линии склона для максимальной закантовки. Сменить же кант тебе придется несколько раньше, в завершающей фазе движения траверсом.

Загрузка и разгрузка

Секрет эффективного движения на сноуборде заключается в умелой работе собственным весом. Правильная резанная дуга — результат точно дозированного тобой усилия, приложенного к доске и переданного ею на рабочий кант. Это усилие называется загрузкой доски. Его составляющими являются твой вес и центробежная сила, выдавливающая тебя наружу дуги. Единственная постоянная величина здесь — как раз твой вес. С центробежной силой все сложнее. Она зависит от скорости и радиуса поворота. Чем сильнее загружена доска, тем больше ее изгиб (а значит меньше мгновенный радиус канта), и тем круче поворот. Но меньший радиус поворота означает увеличение центробежной силы, и тебе придется сильнее наклониться внутрь траектории. Правильно загрузить доску значит найти точный баланс скорости, положения тела и радиуса дуги.

А что же нужно для перекантовки? Наверняка ты уже догадался. Разгрузка — такой же важный технический элемент катания, как и загрузка. Если помнишь, мы уже говорили о сложности ускорения простой перекантовки. Но сейчас речь об эффективном методе. Резкая разгрузка "отрывает" доску от склона, делая возможными достаточно энергичные развороты. Этот прием вполне применим и в простой перекантовке, но это ни к чему. Ты, путем совершенствования уже освоенной тобой техники начинающих, будешь продвигатьсяся вперед в изучении техники эффективной.

Первый, в сущности, самый простой способ разгрузки ты уже знаешь. Это переход в плоское ведение. Нагрузка, приходившаяся до этого на кант, мгновенно распределяется по всей плоскости доски. Но для энергичных маневров этого мало.

Второй способ разгрузить доску — резко подтянуть ее ногами к себе, снизив передачу на доску своего веса и центробежной силы. Внешне это движение выглядит почти неотличимо от приседания, а в случае использования в простом повороте, практически, и является приседанием. Но ведя силовую дугу ты, как уже говорилось, загружаешь доску, продавливаешь ее ногами, как бы отталкивая ее от себя. Значит, в этом случае для разгрузки ты будешь именно подтягивать доску к себе, и движение это будет больше похоже на группировку.

Третий способ разгрузки — использование рельефа склона. Резкое увеличение крутизны склона, даже за счет небольшой ямы, также приводит к разгрузке доски, ведь твой центр тяжести по инерции продолжает двигаться по прежней траектории. Имей это ввиду, набравшись опыта "чтения" склона, ты сможешь использовать такую разгрузку для перекантовки, да и для других целей.

Техника движения

Приемы катания на сноуборде, о которых мы говорим сейчас, будут формировать твое мастерство райдера. Все, чему ты научился раньше, воспринимай как базу для освоения карвинга. Детали техники энергичного катания на доске разных райдеров отличаются. Нет двух совершенно одинаковых людей — так же нет и двух совершенно одинаково двигающихся райдеров. Твоя анатомия, структура твоего мышечного каркаса, особенности работы твоего вестибулярного аппарата — все это влияет на твою технику. Не удивляйся, если услышишь от разных райдеров не слишком похожие описания техники, используемой ими для карвинга. Не смотря на заметные различия в стиле катания, все они используют один и тот же алгоритм движения. Твоя задача сейчас — не просто выучить какой-то новый набор движений. Ты должен, поняв и освоив общие принципы силового катания, выработать свой собственный стиль, удобный и естественный именно для тебя.

Для начала тебе лучше вернуться на ровный, широкий и пологий склон с хорошим выкатом. Вообще, как мы уже говорили, карвинговое катание позволяет контролировать скорость, не снижая ее. Поэтому сейчас для тебя так важна новая установка: не гасить скорость, а использовать. Тебе придется преодолеть очередной психологический барьер и "отпустить" доску. Пологий склон позволит тебе ехать не слишком быстро. Начни спуск на такой высоте склона, которая не пугает тебя. Начало движения — обычный дугообразный траверс. Не допускай сброс, следи за стойкой, не гаси скорость! В тот момент, когда раньше ты просто ставил доску плоско на склон для начала перекантовки, сделай то же движение, дополнив его группировкой. Почувствовав, что доска начала разворачиваться к линии склона, перенеси центр тяжести своего тела на другую ее сторону, то есть вниз по направлению склона и внутрь поворота. Раньше для этого ты ждал, пока доска встанет точно по линии склона, и все произойдет само собой. В простом повороте опережающее движение привело бы к потере равновесия, но сейчас, используя имеющуюся скорость, ты немедленно начнешь задавливать противоположный кант — не дожидаясь, пока доска развернется носом на линию склона. С точки зрения простого поворота возникает парадоксальная ситуация: доска еще не пересекла линию склона, и ты двигаешься на нижнем по отношению к горе канте. Но эффективное использование центробежной силы удерживает тебя от падения, а нагруженный кант (ведь ты его задавливал!) режет дугу в сторону линии склона и пресекает ее, постепенно переходя в траверс. Вот, собственно, ты и выполнил эффективный поворот. Впереди аналогичный на другом канте. Несколько дополнительных советов.

  • На первых порах не спеши с перекантовкой. Начни переносить центр тяжести немного раньше, чем ты делал это в простом повороте. По мере тренировки скорость будет расти, и упреждающее действие ты будешь стараться начинать все раньше и раньше.
  • Скорее всего, поначалу ты не сможешь избежать сброса доски в вираже. Старайся избавиться от этого недостатка! Способ все тот же — равномерная загрузка обеих ног.
  • Не распрямляй ноги! Ноги должны постоянно работать, сгибаясь на входе в вираж и распрямляясь в момент ведения дуги, довольно значительно при движении на переднем канте и совсем немного — на заднем, но никогда до конца!
  • Оставайся на передней ноге, попробуй подогнуть заднее колено под переднее, это даст тебе правильную продольную развесовку.
  • Избегай длинных выполаживающихся траверсов, они лишают тебя ощущения циклически повторяющихся колебательных движений — виражей, не дают правильно воспользоваться скоростью. Закончив один разворот, сразу переходи к другому.
  • Не пытайся сразу делать очень короткие дуги, начинай с достаточно больших, постепенно стараясь уменьшать радиус поворота.

Что ж, теория перед тобой. Еще раз хочется подчеркнуть — это не упражнение для начинающего, это настоящая техника владения сноубордом, которую ты будешь теперь оттачивать всегда. Ведь совершенству нет предела! Взгляни еще раз на уже упоминавшийся нами след, который оставляют на снегу опытные карверы. Точные резанные дуги, касательной к которым будет линия склона, зачастую вовсе без траверсов и следов доски на снегу в момент перекантовки — разгрузка превращается в почти прыжок с канта на кант. Тренируйся! Даже если ты не планируешь заниматься карвингом, добивайся эффективного владения кантом. В конце концов тебе самому решать, в какой технике спускаться в каждом конкретном случае — быстро или не торопясь, резанной дугой или сбросом, а может быть вообще зарядить по прямой в плоском ведении. Просто все это надо научиться делать.

 

Поддержка проекта осуществляется компанией «ВэбАртиль»
Благодарности