Сноуборд. Выбираем ботинки и крепления.

Очень часто многие райдеры "со стажем" утверждают, что основная часть сноубордического комплекта — ботинки и крепления. Данное утверждение опирается на то, что невозможно почувствовать прелесть и преимущества дорогой доски и не добьетесь полноценной её работы, если стопа Вашей ноги болтается внутри ботинка, а пятка стремится вылезти наружу. Вы не сможете вести уверенно дугу в повороте на хорошей скорости, если ремни на креплении тянутся, как резинка от трусов, даже когда нога затянута им до упора…

Оставим дискуссию о спорности данных утверждений… В то же время никто не сможет оспорить, что удачный выбор ботинок и креплений крайне важен.

Начнем с выбора ботинок

Как мы уже говорили выбор ботинок для катания на сноуборде очень важен. Как и в обычной жизни удобная обувь это важная часть общего самочувствия, а применимо к сноубордингу и успехов каждого райдера. Хорошие ботинки — это не только комфорт и контроль при законтовке доски, но и гарантии защиты Вашего голеностопа, повреждение которого выведет Вас из строя как минимум на несколько недель. Необходимо знать, что жесткие ботинки противопоказаны тем, кто ценит комфорт, мягкость, стремится к прыжкам и всевозможным трюкам. Жесткий ботинок предназначен для сильной фиксации ноги, что особенно важно при высоких скоростях и на жестких трассах. Для целины, особенно экстремальной целины, жесткие ботинки Вам тоже могут подойти и, возможно, спасут Ваши ноги в ответственный момент. Есть прогулочные модификации, когда в передней и боковой частях на уровне лодыжки в ботинке делаются мягкие вставки.

Одно из составляющих ботинка — это "внутренник" или сапожок. С его помощью Ваша нога должна чувствовать комфорт, когда Вы полностью затягиваете её в креплении. От него также зависит, вылезет ли Ваша нога (особенно пятка) из ботинка или нет. При этом подошва должна быть обязательно довольно тонкой для большего контроля канта, а голенище не должно натирать подъем или пятку.

Многие, исходя из личного, "обиходного" опыта, стараются найти кожаные ботинки для сноубординга, что является серьезной ошибкой. Да, безусловно, кожа — это прочный и долговечный материал, но для сноубордических ботинок это не основной критерий. Кожанные ботинки со временем деформируются и становятся похожими на солдатские сапоги не первого года носки. Такие ботинки впитывают воду и под конец катания могут весить в полтора-два раза больше, чем в начале. Оптимально решение в пользу ботинок изготовленных из современных синтетических материалов — их главное преимущество отсутствие всех проблем присущих коже, хотя часто они не столь долговечны. При выборе ботинок также как и при выборе сноуборда при первичном определении его качества является цена — хорошие, высококлассные ботинки не могут стоить дешево.

Ботинки, имеющие сапожок с термоподгонкой

В некоторых моделях ботинок используется внутренний сапожок с термоподгонкой. Они разогреваются, как правило, в духовке (сугубо российский менталитет) и при остывании принимают точную форму Вашей ноги. Нагревать такие ботинки следует при температуре примерно 90°C около 7-10 минут. Точные данные по характеристикам таких ботинок должны быть указаны в паспорте и инструкции на ботинки. При использовании ботинок недопустимо допускать их перегрева — на ощупь сапожок должен быть горячим и мягким, но не более того.

Аккуратно вставьте сапожок в ботинок, убедитесь, что ничего не замялось. Оденьте носки, в которых вы обычно катаетесь и засуньте ногу в ботинок. Подвигайтесь, по возможности повторяя движения, которые вы делаете, катаясь. Поделайте глубокие выпады и приседания, чтобы избавиться от возможных проблем. Постойте в своей обычной стойке примерно 2 минуты и еще около трех минут спокойно походите, пока сапожок не остынет у вас на ноге. Вы можете повторять этот процесс столько раз, сколько необходимо для того, чтобы сапожок сидел идеально по ноге.

О креплениях

В отличие от горнолыжных, крепления для сноуборда не открывабтся при падении. Важно учитывать, что крепления для сноуборда должны прежде всего соответствовать ботинкам. Вообще, лучше, чтобы и ботинки, и крепления были одной торговой марки, одного размера и произведены в одно время (а не с разрывом в несколько лет, мало ли, вдруг Вы решили собрать бэушный комплект одной фирмы, но разных лет!). Конечно бэу это здорово, а главное безусловно дешевле…, но подумайте почему обычные вещи не принято покупать даже в очень приличном состоянии, но не новые… Не стоит экономить на своем здоровье. При покупке современных новых ботинок и соответствующих им креплений Вам гарантировано безупречное соответствие ботинок и креплений, отсутствие неудобств вроде протирания ботинка крепежом, или наоборот болтания ботинок в креплении и т.п.

Кроме мягких и жестких креплений различного вида существуют еще полужесткие, с фиксацией ноги выше лодыжки, еще их называют креплениями с корпусом. Обычно этот корпус складывается, иначе Ваша доска будет занимать при перевозке чересчур много места. Именно такие крепления лучше всего подойдут, если вы решили сэкономить на ботинках. Даже в мягких обычных сапогах в таких креплениях Вы будете более или менее спокойны за свои ноги и не останетесь инвалидом после первого же неудачного падения.

В последние годы популярны крепления для ленивых и нетерпеливых — step in (наступи в, англ.) На них действительно надо только наступить специальным ботинком, и они зашелкнутся сами. Удобны они тем, что представляют собой одну только пластину, не торчащую над доской, без всяких ремешков и клипс. Со стороны кажется, что человек просто встал в ботинках на доску и поехал. Отстегиваются они так же легко, одним движением руки. Но не всегда эти крепления надежны, особенно если Ваш стиль катания предусматривает большую нагрузку на них.

Каков бы ни был Ваш выбор, будьте готовы к тому, что любые крепления, жесткие и мягкие, старые и новые, будут ломаться. И чем агрессивнее Вы катаетесь, чем больше падаете, тем меньший срок им отпущен. Это неизбежно, и не стоит делать из этого трагедию. В каких-то случаях Вы сможете их починить сами, в каких-то придется обратиться к мастерам токарно-слесарного дела, а если и это не поможет — просто собраться с духом и купить новые, опять же подходящие к вашим ботинкам.

Ломаться, впрочем, могут (и успешно это делают) и доски. К счастью, с ними это случается реже, чем с креплениями. Не нужно объяснять, что доску в отличие от креплений уже не починишь, если она сломалась пополам. От всей души желаем Вам избежать таких случаев, потому что, как правило, для любого райдера это сильный стресс.

Step-In или традиционные крепления

В настоящее время на рынке в основном преобладают традиционные крепления, в силу их универсальности и сравнительной молодости Step-In-систем. Однако, все больше райдеров выбирают крепления Step-In, в силу их очевидных преимуществ перед традиционными креплениями.

К преимуществам Step-In обычно относят: не нужно больше отсиживать задницу на холодном снегу и возиться с заевшими баклями; щелк-щелк — и вы уже готовы хлебнуть адреналина; так же легко они открываются…

Недостаток креплений Step-In — это их большая стоимость по сравнению с традиционными креплениями и необходимость использования специального ботинка, а это тоже лишние расходы.

Таким образом, если Ваш бюджет ограничен или у Вас уже есть классические ботинки — выбирайте классические крепления, это проверено временем и значительно дешевле. Если же Вы готовы пожертвовать некоторую (к слову, не слишком большую, в глобальном масштабе цен…) сумму в обмен на комфорт и новые технологии, если Вам не улыбается просиживание штанов и возня с ремешками и баклями — тогда не раздумывайте и покупайте крепления Step-In.

Правильная установка креплений

Если Вы никогда этим не занимались, или вообще новичок в сноубординге, оставьте эту работу для специалистов. Часто крепления устанавливают при покупке прямо в магазине. Если, по каким-либо причинам, Вы всётаки решили заняться этим самостоятельно, то читайте дальше…

Обычно у сноубордов используются специальные крепежные вставки (закладные), на которые ставится большинство выпускаемых креплений. Также имеет значение расположение закладных: чаще используется квадратное расположение (4 винта), хотя некоторые производители (например, Burton) используют треугольное расположение (3 винта).

Таким образом, при покупке креплений нужно убедиться, что крепежный диск подходит и к расположению закладных и к их резьбе. Далее нужно определить стойку, под которую будут устанавливаться крепления. Как правило это объясняется в руководстве, которое идет вместе с креплениями. Если нет, смотрите дальше. СТОЙКА. Есть две стойки: GOOFY (гуфи) — катание правой ногой вперед и REGULAR (регуляр) — катание левой ногой вперед. Иначе — по аналогии с легкой атлетикой, какая нога у вас основная, а какая толчковая. Это можно просто определить, на основании того, какая нога у вас впереди, когда вы скользите по ледяной дорожке. Еще бывают скейтбордическая и серфовая стойки. ШИРИНА. Ширина стойки. Иначе — расстояние между осями креплений. Как правило считается предпочтительнее устанавливать крепления на центральные вставки. Есть другой способ — измерить расстояние от колена до пола — это и будет примерная ширина Вашей стойки. УГОЛ. Угол разворота осей креплений относительно сноуборда. Измеряется от 0° (перпендикулярно, поперек сноуборда) до 90°(вдоль оси сноуборда, носок ботинка направлен срого в направлении носа сноуборда). Следует стремиться максимольно приблизить углы поворота креплений к 0° (насколько это возможно, но так, чтобы носок и пятка ботинка не цепляли снег). Если Вы сомневаетесь, какой угол использовать, начните с 18° для передней ноги и 9° для задней ноги. Окончательную подгонку осуществляйте подстройкой креплений.

Использование лиш (leash)

Лиш — это ремешок, которым сноуборд привязывается к Вашей ноге. Делается это для того, чтобы сноуборд не уехал и не убил кого-нибудь внизу (а разгоняется он, как правило, очень сильно). Производители практически всех креплений прилагают лиш к креплениям. Не забывайте привязать его к переднему креплению. Когда Вы катаетесь, он должен быть привязан к Вашему ботинку или ноге. Также лиш используется для транспортировки сноуборда во время пешего подъема, что тоже очень удобно.

Поддержка проекта осуществляется компанией «ВэбАртиль»
Благодарности